км от города
Еще фильтры
Хотите получать наши новые материалы? Подпишитесь:
Отправляя данные, Вы подтверждаете, что согласны с положением об обработке персональных данных

"Интеллигентные" дома

02 Ноя 2005
3623

Дома, в которых жили и живут представители творческой интеллигенции – писатели, композиторы, актеры, – могли бы стать весьма заметным феноменом на московском рынке недвижимости. Но – не стали. По словам риэлторов, свои ценители у таких домов вроде бы есть. Но они с такой же охотой купят любую квартиру с историей – и генеральскую, и профессорскую.

Дома, в которых жили и живут представители творческой интеллигенции – писатели, композиторы, актеры, – могли бы стать весьма заметным феноменом на московском рынке недвижимости. Но – не стали. По словам риэлторов, свои ценители у таких домов вроде бы есть. Но они с такой же охотой купят любую квартиру с историей – и генеральскую, и профессорскую.

От царей до Сталина
Прообразом такого жилья можно считать дореволюционные доходные дома. Владели ими самые разные люди – иногда в роли домовладельца оказывался состоятельный архитектор или художник, и квартиры он сдавал по преимуществу своим. Впрочем, массовым в те годы такое явление не стало.

Новые, уже более знакомые нам черты появились после 1917 г. Одним из первых мест компактного проживания творческих работников стал Поселок художников на Соколе: в 1921 г. было образовано РЖСКТ (Рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество), в которое –   помимо обязательных в ту пору старых большевиков и красных партизан – входили еще и художники иучителя. Примечательно, что в те годы ни о каком Соколе в тамошних местах не слыхивали – это было подмосковное село Всехсвятское. Организаторы РЖКСТ первоначально хотели построиться в Сокольниках, выбрали подходящее название и эмблему – птицу, держащую в клюве домик. Но с Сокольниками что-то там не заладилось, и земля «Соколу» была предоставлена в нынешнем месте. И только потом так стали называться и весь здешний район Москвы, и построенная в 1938 г. станция метро.

Нечто похожее появилось и в самом центре города, в районе cтарого Арбата. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. был построен дом для актеров театра Вахтангова. Сейчас в этом здании, расположенном в Глазовском переулке, в некоторых квартирах живут представители уже четвертого поколения известных актерских династий. Аналогичный дом был построен в конце 20-х и в Брюсовом пер., 17 – там жили композиторы и актеры.

 

В сталинские годы, несмотря на масштабную застройку центра, специально для творческой интеллигенции жилых домов возведено немного. Валерия Родионова, руководитель филиала «На Солянке» компании «Новый город», отмечает, что это было совсем не в духе того времени – хорошие дома строились, и в большом количестве, но для элиты вообще. В одном доме могли жить знаменитый писатель, известный композитор, а по соседству – генерал и академик. Например, в знаменитой высотке на Котельнической площади жила актриса Раневская, в «Доме на набережной» – писатель Трифонов, но в тех же домах обитали и совсем другие высокопоставленные граждане. Именно «творческие» здания тех лет можно пересчитать по пальцам – например, широко известный дом Союза композиторов (Газетный пер., 11–13) – классический послевоенный сталинский дом. Кстати, сейчас на нем надстроили три этажа и сделали пентхаусы.

От Хрущева до Горбачева
Подлинным расцветом строительства для творческой интеллигенции стали более поздние годы – хрущевские и брежневские. С начала 1960-х на всех предприятиях, в том числе и связанных с культурой, стали активно возникать жилищно-строительные кооперативы. Построенные ими дома выгодно отличаются тем, что даже в те не очень благоприятные для архитектуры времена (Хрущев, как известно, объявил войну «украшательству», а значение слова «хрущевка» никому сегодня объяснять не надо), творческим ЖСК часто удавалось построить по индивидуальным проектам. Здания в чем-то сохранили некоторые черты сталинских – шикарные ампирные фасады, просторные планировки. К числу этих домов можно отнести ЖСК актеров Малого театра в Леонтьевском переулке, огромный дом на Садовой-Каретной, отданный артистам эстрады, несколько домов ЖСК Союза кинематографистов в районе ВДНХ (там расположена студия им. Горького) и возле «Мосфильма».

В 70-е и 80-е годы процесс продолжался и во многом даже демократизировался – вступление в ЖСК стало широкодоступным. Дома, строившиеся для «рядовых», были, конечно, не такими роскошными и не в столь же хороших местах, зато купить в них квартиру могли почти все. Достаточно ярким представителем этого типа может служить ЖСК «Лебедь» на Водном стадионе, заселенный театральными деятелями. Ну и, конечно, не поддающееся подсчетам число самых типовых 12- и 16-этажек в спальных районах.

А для самой элиты творческих работников продолжали строить хорошо и качественно. Случались и забавные казусы: на улице Троицкой есть дом 9, построенный в начале 1980-х. По всем параметрам это «кирпич ЦК» (была в те годы такая категория домов), но ЖСК в нем… Большого театра. Исходя из иерархии тех лет, ни под каким видом такой дом театралам положен не был – даже Совмину строили «пожиже»: и потолки не такие высокие, и площади квартир меньше. Но вот каким-то чудом у Большого получилось. Кстати, рядом, на Олимпийском, 10 стоит настоящий дом ЦК – так сказать, для иллюстрации полного сходства.

В конце 80-х строительство по понятным причинам приостановилось: творческие ведомства оказались среди наиболее пострадавших от экономических и политических преобразований. Последним домом, построенным для творческой элиты «по-социалистически», является здание на Малой Дмитровке, 22. Это 1992 год.

В начале 2000-х годов все стало возрождаться, снова появились ведомственные дома. Стали строить художественные союзы актеров, писателей, художников. Но назвать это домами для творческой элиты уже невозможно: громкие имена используются лишь для получения площадок под застройку, а готовое жилье продается по совершенно рыночным законам. Купить квартиру может кто угодно – только плати деньги.

Квартиры. Просто квартиры…
На первый взгляд, большинство описанных выше домов являются для риэлторов прекрасным товаром. Они находятся в отличных местах, пребывают в основном в хорошем состоянии.

Однако есть и проблемы. Дома эти старые. И старение тут скорее не физическое, а моральное. Например, почти нигде в зданиях сталинской и даже брежневской эпохи нет условий для нормальной парковки автомобиля – исключения составляют только высотки на Котельнической набережной и площади Восстания, а также дома на улице Строителей, где имеются обширные придомовые территории. Человек, покупающий дорогую квартиру, и машину имеет очень недешевую, и часто автомобиль в семье не один. «Гаражная» проблема колоссальная, и она является очень больной для всех старых домов – «творческие» тут не исключения.

Еще достаточно важный момент: фасады зданий, построенных в 60-е годы, уже не сталинские. Все добротное, хороший кирпич, но прежней эстетической ценности нет. А этот фактор очень важен для творческих людей.

Если же поставить вопрос иначе – а имеет для покупателей вообще значение, что дом такой «творческий»? – то тут просто караул. Дома эти ничуть не дороже аналогичных по характеристикам соседних строений. «Народ вообще стал циничнее, – говорит об этом Денис Попов, генеральный директор агентства «Контакт-Элитная недвижимость». – Что ЦК, что Минобороны, писатели с актерами – покупателям это по большей части безразлично».

В качестве примера тут можно привести уже упоминавшийся дом вахтанговцев в Глазовском переулке – там смешанные перекрытия, здание архитектурно довольно слабое, и поэтому, по словам риэлторов, оно сегодня «коммерчески потеряло всякий смысл». Аналогичный пример приводит Марина Маркарова, управляющий директор компании Blackwood: квартиры в доме, где некогда жила Марина Цветаева (Борисоглебский пер., 6), теперь продаются по $3600–4500 за кв.м – т.е. ничуть не дороже, чем в окрестных зданиях. И это – несмотря на историю, традиции, «ауры» и прочие не выражаемые деньгами материи.

Справедливости ради отметим, что самые интересные объекты, принадлежавшие самым выдающимся деятелям культуры, возможно, и покупались бы охотно – но они выведены из жилого фонда, превратились в дома-музеи и не продаются. Вот, скажем, в двух шагах от посольства США находится Музей-квартира Ф.И. Шаляпина. Но она охраняется государством и потому не продается. К тому же приобретение «истории» имеет смысл, когда объект доходит до нас в более-менее том виде, в каком он был при жизни своего выдающегося владельца, когда сохранились его личные вещи. То, что продается сегодня, в большинстве своем приходит уже из третьих-четвертых рук. В лучшем случае от наследников, а ведь часто и просто посторонних людей.

Так что и платит покупатель просто как за объект недвижимости со своими параметрами. «Выжать» что-то за факт проживания здесь кого-то великого получается в других случаях. Например, когда года два назад была выставлена на продажу квартира Андропова на Кутузовском проспекте. Покупатель нашелся, причем он был готов заплатить цену в два раза большую, чем полагалось за подобную недвижимость. Сделка потом сорвалась: владелец, человек весьма небедный, решил, что такой раритет ему и самому пригодится. Но здесь – Андропов, человек, которого никак не назовешь представителем мира искусства. Аналогичных примеров с писателями, художниками, актерами риэлторы не припомнили…

«Лейбл» под заказ
Сегодня строят, и очень активно. К примеру, такая организация, как Союз театральных деятелей (СТД), является довольно заметным застройщиком центра Москвы. Лишь один из ее адресов – Коробейников переулок в районе Остоженки – говорит об очень больших связях в городском руководстве. Есть и другие объекты.

Но назвать все это домами для творческих людей язык не поворачивается. Все перешло на коммерческие рельсы: театральный (или любой другой) «лейбл» используется только для получения площадки под застройку, а готовые квартиры продаются всем, у кого есть деньги. Понятно, что деньги есть и у некоторых деятелей искусства – актер, содержащий ресторан, сегодня никого не удивляет. Не исключено, что эти люди покупают квартиры – в том числе, и в тех домах, которые возводят «творческие» организации. Но это не более чем совпадение.

Текст: Владимир Абгафоров
Фото : Алексей Лохов, Антон Шаронов



Подпишись на нас
в Яндекс.Дзен!

Специальные предложения