км от города
Еще фильтры
Хотите получать наши новые материалы? Подпишитесь:
Отправляя данные, Вы подтверждаете, что согласны с положением об обработке персональных данных

Прованс: тайны замка Лурмарен

05 Июн 2006
3809
Непростая история замка Лурмарен, расположенного в живописном регионе Люберон на севере Прованса, начавшаяся в далеком прошлом, закончилась почти счастливо.

Непростая история замка Лурмарен, расположенного в живописном регионе Люберон на севере Прованса, начавшаяся в далеком прошлом, закончилась почти счастливо. Давным-давно в небольшой долине, обрамленной холмами, в местечке Лурмарен был построен небольшой оборонительный форт. Теперь никто не знает, кто построил его, но то, что место было выбрано с умом, не подлежит сомнению. Отсюда просматривались вся долина и главные дороги, ведущие в процветающие некогда города Кавайон, Маноск и Экс-ан-Прованс. Спустя время неподалеку от форта на холме, где теперь разместился городок, носящий звание одного из самых красивых во Франции, вырос небольшой замок, который вскоре был разрушен. Ни красота, ни великолепное расположение городка не спасли местных жителей от устрашающей эпидемии чумы, разразившейся в 1348 г. и унесшей жизни большинства горожан. Оставшиеся в живых поспешили покинуть эти места из-за многочисленных опасностей, царящих вне городских стен.

Когда век спустя владелец более чем пятидесяти обширных поместий барон Фульк д’Агу приобрел земли Лурмарена, на них оставались одни руины. Новый хозяин переселил на эти земли своих подданных – крестьян из соседних Альп и итальянского Пьемонта. Вновь прибывшие переселенцы были протестантами, а точнее, последователями Пьера Вальдо. Этот богатый лионский торговец, раздавший свое имущество беднякам, проповедовал апостольскую бедность, выступая против богатого духовенства. Вальденсы отвергали все церковные порядки и в качестве единственного закона признавали Библию. Римско-католическая церковь объявила движение Вальдо еретическим и жестоко расправлялась с его учениками в период религиозных войн. Однако барон не только не преследовал подданных за вольные мысли, но даже позволял им открыто практиковать свою религию. В знак благодарности крестьяне построили на месте руин процветающий город.

Барон потратил огромные средства на возведение нового замка – прообраза сохранившегося доныне. Замок был подарком его любовнице Мари Сор, вдове одного богатого сеньора из местных. От этого замка, прозванного Старым, сохранились три этажа элегантных галерей, которые выходят на закрытый внутренний дворик и доступ к которым открывался из башни с импозантной винтовой лестницей. Весь ансамбль выполнен в типично итальянском стиле. На первом этаже старого замка сохранились бывшее помещение булочной, кухня и даже тюрьма. В квартирах, выходящих на галереи, барон собрал огромную библиотеку – несколько тысяч старинных книг.

Будучи старым вдовцом без законного наследника, барон завещал все свои богатства единственному сыну Фульку Венсану – плоду его любви с Мари Сор. Казалось, что именно с этого момента над владельцами замка навис злой рок. Недолго наслаждался полученным богатством молодой Фульк. Племянник покойного барона выкрал завещание и завладел всем его состоянием обманным путем. У законного наследника сохранилось лишь несколько незначительных прав на семейное гнездо, и в 1511 г. он отказался даже от них в обмен на пару небольших владений, расположенных в Альпах, которые ему всячески расхваливал злоумышленник. После этой злополучной истории в замке один за другим менялись хозяева, надолго не задерживался никто – казалось, что над замком навис некий дурной сглаз.

Заговорщик умер, не оставив после себя ни единого наследника. Замок перешел в законное владение двум его сестрам. Старшая сестра, Луиза, превратила Лурмарен в свою основную резиденцию, проведя в нем ряд дорогостоящих работ. В результате объемы строения увеличились и превратили постройку в великолепный замок, достойный внимания самых высокопоставленных особ. Запечатленная на двери западного крыла замка дата – 1513 год – считается официальной датой его строительства.

Спустя почти сорок лет очередная владелица замка – Бланш де Леви-Вантадур – возвела для своего сына Франсуа, пажа короля Франциска I, новое крыло замка. Его прозвали Новым Замком, или «крылом Возрождения». Благодаря усилиям этой дамы и сейчас можно любоваться великолепными террасами и садом, большими залами частных квартир и аппаратной замка. На втором этаже были установлены два монументальных камина, один из которых украшен удивительными кариатидами, похожими на древние фигуры инков. Изумительной и неповторимой была и монументальная винтовая лестница с 91 ступенькой, (шириной два метра каждая), выбитая из одного цельного каменного блока. На ней высечена саламандра, «дышащая на огонь» – намек на герб короля Франциска I. Разнообразные средневековые сюжеты, высеченные на стенах, перекликаются с декором эпохи Возрождения. Фризы украшены различными мотивами: забавными животными, ангелочками и цветами. На одной из стен замка сохранилась надпись, относящаяся к той эпохе и свидетельствующая о визите Франциска I в Лурмарен: «Двенадцатого октября Месье выехал из Сеана, чтобы направиться к своему правительству в Лион – 1561». Тем не менее, несмотря на все великолепие замка, семейство д’Агу останавливалось в Лурмарене достаточно редко и ненадолго, предпочитая жить в двух других семейных замках-резиденциях: в Со и Тур д’Эг. В результате многочисленных любовных историй замок вновь начал переходить от одного владельца к другому: вначале к знатной семье Ледигьер, затем к семье Вильроу, потом (в XVIII в.) – к семье Брюни.

Во время Великой французской революции муниципалитет города решил вовсе разрушить замок – символ богатства и барских привилегий, но мэр Лурмарена спас его, предложив переоборудовать в госпиталь. Вскоре проект был заброшен, но одна из урожденных Брюни, Маделен де Гомон, выкупила замок в 1811 г. Наслаждалась она роскошным приобретением недолго, предпочтя денежную выгоду от его перепродажи удовольствиям господской жизни. Новый владелец оказался никем иным как изобретателем прядильной машины (для переработки льна), который, разорившись, был брошен в тюрьму и вскоре покинул Францию навсегда. Он отбыл в ссылку в Польшу, оставив замок в плачевном состоянии. Соседи без угрызений совести разворовали его, вынеся все, что можно, вплоть до дверей, черепицы и балок. Арендаторы, снимавшие жилые помещения замка в течение некоторого времени, установили здесь новые двери и заложили оконные проемы, ничуть не задумываясь об архитектурном облике ансамбля.

К началу XX в. замок представлял собой обширный «караван-сарай», открытый ветру и непогоде. Цыгане, отправлявшиеся в традиционную поездку к маленькому городку Сент-Мари и проезжавшие через Лурмарен, облюбовали замок и останавливались в нем каждый раз по пути туда и обратно. Жители городка относились очень недоброжелательно к ночным кострам и пляскам, сопровождавшимся громкой музыкой. Больше всего местные жители боялись цыганского сглаза, и очень скоро это место стало считаться проклятым. Возникла легенда, согласно которой тот, кто проживал в замке, рано или поздно должен погибнуть. Эта легенда существовала вплоть до внезапной смерти в 1960 г. известного писателя и философа Альбера Камю, выехавшего из Лурмарена и разбившегося в автокатострофе.

В 1920 г. богатый лионский промышленник Робер Лоран-Вибер, меценат и эрудит, с первого взгляда влюбился в заброшенный замок. Он тотчас купил его и в течение четырех лет восстанавливал из руин, вдохнув в него жизнь и возвратив былую красоту. В 1924 г. замок был полностью реставрирован меценатом.

Он обставил интерьеры замка старинной прованской и испанской мебелью, украсил его стены редкими коллекциями итальянской живописи и собрал большую библиотеку. В кухне замка Лоран-Вибером была воссоздана былая атмосфера с желто-зеленым фаянсом местного происхождения и коллекцией самоваров, которую он собирал на протяжении долгих лет. Он также восстановил обстановку XVIII в. в комнатах на первом и втором этажах (с прованской меблировкой – в частности, с типичным провансальским диваном). На редкость удачно был отреставрирован огромный музыкальный зал со старинными музыкальными инструментами, расположенный на третьем этаже.

В 1923 г. Лоран-Вибер составил завещание, согласно которому замок наследовала Академия наук Экс-ан-Прованса. Она должна была поддерживать замок в должном состоянии, а также основать в нем фонд имени Лоран-Вибера – так называемую провансальскую «Виллу Медичи», оплот культуры и искусства. Это место предназначалось для молодых художников, артистов, музыкантов и исследователей, даривших свои таланты на радость любознательной публике. Через два года Лоран-Вибер погиб: свершилось проклятие замка ?

Фонд его имени стал принимать с 1927 года одаренных молодых людей, и в замке стали организовывать конференции, концерты и спектакли, как и хотел последний владелец. Теперь замок – странное место, в котором вечные силы добра наконец-то оказались сильнее зла, – стал обязательным этапом по дороге к совершенству, которой должны пройти поклонники девяти муз.

«Замок кажется заколдованным, – писал известный прованский писатель Анри Боско, обожавший останавливаться в Лурмарене. – Его стены воздвигнуты благодаря золоту государства. Это великое место одухотворения, в котором вот уже четыре века мощь камня и сила мысли уравновешивают человеческие страсти». И по сей день эти слова великого сына Франции верны!



Подпишись на нас
в Яндекс.Дзен!

Специальные предложения